AR и VR в музеях: погружение в искусство и историю

AR и VR в музеях: погружение в искусство и историю

Как виртуальная и дополненная реальности меняют подход к восприятию искусства и истории в музеях и галереях?

В век цифровой революции музеи стали не просто хранилищем истории, но и площадкой для союза прошлого и будущего. Виртуальная и дополненная реальность активно внедряются в музеи и галереи, превращая посещение в путешествие сквозь время и пространство.

 

Представьте: вы стоите перед древними руинами, и вдруг они оживают, раскрывая свою историю прямо перед вашими глазами. Или герои картины, на которую вы смотрите, вдруг начинают двигаться или приветствуют вас, называя свои имена.

 

В общем, такие технологии позволяют увидеть, как древние предметы выходят из своего «контекста» и становятся частью вашего собственного мира. Но это не единственные преимущества, поэтому давайте остановимся на них подольше.

 

Что еще дают AR и VR технологии в музеях

 

Начнем с того, что интерактивность, которую дают VR и AR, для современного музея — не только интересная «фишка», но и важная составляющая продвижения, а значит, при грамотном внедрении это всегда дополнительная выручка.

 

 

Технологии преображают обычные музейные посещения, делают их динамичнее, захватывающее и интереснее. Они позволяют увидеть историю и искусство по-новому. Особенно такой эффект важен для представителей молодого поколения, которые с трудом воспринимают информацию из скучных монотонных лекций и табличек с мелким невзрачным шрифтом.

 

Неспроста сейчас крупные музеи и выставочные пространства запускают даже свои «виртуальные филиалы». Подобные инициативы поддерживает и Министерство культуры — за 3 года были созданы 90+ виртуальных музеев.  В основном их делят на две большие группы: настоящие оцифрованные музеи и полностью виртуальные пространства, у которых нет реальных прототипов.

 

Главный плюс таких пространств — это пластичность. Изменить настоящее музейное помещение и сделать перестановку в выставочном зале — это всегда долго и дорого, видоизменить виртуальную экспозицию и сформировать новые маршруты под определенного посетителя все-таки намного легче.

Также в виртуальном музее можно сохранить оцифрованные копии экспонатов в разный момент времени, например, до и после реставрации. Информацию для разных видов аудитории можно подавать в таких музеях с помощью контента разных типов, чтобы всем было комфортно, интересно и познавательно.

 

В чем отличия между виртуальной и дополненной реальностью

 

Раз уж в статье мы говорим как о AR (дополненной реальности), так и о VR (виртуальной реальности) хочется рассказать, чем они вообще отличаются. Говоря простым языком – это две технологии, которые изменяют то, что вы видите, но делают это по-разному.

 

AR добавляет цифровые элементы в реальный мир. Например, когда вы используете фильтры в Snapchat или играете в Pokémon GO, вы видите виртуальные объекты в реальном мире через камеру вашего устройства.

 

Такую технологию мы использовали для создания мобильного приложения с интерактивной 3D-картой туристических локаций Новгородчины, которая знакомит туристов с фольклорными знаниями.

 

VR же полностью погружает вас в виртуальную среду. Когда вы надеваете VR-очки, вы становитесь полноценным участником искусственно созданной среды и не видите реального мира вокруг себя.

 

Как, например, в нашей VR-экспозиции «Воззвание Минина» для нижегородского музея.

 

 

Также отличаются и устройства для доступа к этим технологиям:

для VR — очки, шлемы, а иногда и целые помещения, оборудованные аппаратурой, которая воздействует на органы чувств человека.

для AR — экраны мобильных устройств, которые дополняют мир через объектив камер.

 

Какие музеи уже внедрили VR и AR

 

В России первопроходцем можно назвать цифровой проект «Моя Третьяковка» — там оцифровано уже 8,3 тыс. картин, которые можно рассмотреть, параллельно читая историю каждого экспоната. Еще в столице можно посетить VR-выставки и даже посетить Нотр-Дам-де-Пари до пожара или заглянуть в ГМИИ имени Пушкина времен Великой Отечественной войны.

 

В Петербурге, в музее Главного штаба Эрмитажа, открыли VR–кинотеатр Hermitage.VR. Посетителям предлагают к просмотру 19–минутный фильм «Эрмитаж. Погружение в историю» с Константином Хабенским в главной роли, сюжет которого рассказывает об истории музея со времён Екатерины Великой до нашего времени.

 

А Государственный музей истории Санкт–Петербурга запустил игровой VR–проект «Побег из Петропавловской крепости», который в ярких красках расскажет об истории главной следственной политической тюрьмы Российской империи — Трубецком бастионе.

 

С использованием технологии виртуальной реальности возможно погрузиться в трехмерное пространство и исследовать камеры и коридоры тюрьмы Трубецкого бастиона с помощью VR-очков. Участники смогут попытаться совершить побег из самой охраняемой тюрьмы царской России, где за всю историю ее существования не было ни одного успешного побега.

Если вы хотите создать собственный проект…

 

Напоминаем, что нашей команде можно доверить технически сложные проекты на стыке технологий — мы готовы делать то, что не делал еще никто! За нашими спинами уже более 50 федеральных разработок для крупного бизнеса и государственных структур, а с портфолио можно ознакомиться здесь.

 

Если хотите получить консультацию и обсудить вашу идею для AR/VR экскурсий, переходите по ссылке и заполняйте форму.

Сми о нас