AR и VR в музеях: погружение в искусство и историю
Как виртуальная и дополненная реальности меняют подход к восприятию искусства и истории в музеях и галереях?
В век цифровой революции музеи стали не просто хранилищем истории, но и площадкой для союза прошлого и будущего. Виртуальная и дополненная реальность активно внедряются в музеи и галереи, превращая посещение в путешествие сквозь время и пространство.
Представьте: вы стоите перед древними руинами, и вдруг они оживают, раскрывая свою историю прямо перед вашими глазами. Или герои картины, на которую вы смотрите, вдруг начинают двигаться или приветствуют вас, называя свои имена.
В общем, такие технологии позволяют увидеть, как древние предметы выходят из своего «контекста» и становятся частью вашего собственного мира. Но это не единственные преимущества, поэтому давайте остановимся на них подольше.
Что еще дают AR и VR технологии в музеях
Начнем с того, что интерактивность, которую дают VR и AR, для современного музея — не только интересная «фишка», но и важная составляющая продвижения, а значит, при грамотном внедрении это всегда дополнительная выручка.
Технологии преображают обычные музейные посещения, делают их динамичнее, захватывающее и интереснее. Они позволяют увидеть историю и искусство по-новому. Особенно такой эффект важен для представителей молодого поколения, которые с трудом воспринимают информацию из скучных монотонных лекций и табличек с мелким невзрачным шрифтом.
Неспроста сейчас крупные музеи и выставочные пространства запускают даже свои «виртуальные филиалы». Подобные инициативы поддерживает и Министерство культуры — за 3 года были созданы 90+ виртуальных музеев. В основном их делят на две большие группы: настоящие оцифрованные музеи и полностью виртуальные пространства, у которых нет реальных прототипов.
Главный плюс таких пространств — это пластичность. Изменить настоящее музейное помещение и сделать перестановку в выставочном зале — это всегда долго и дорого, видоизменить виртуальную экспозицию и сформировать новые маршруты под определенного посетителя все-таки намного легче.
⠀
Также в виртуальном музее можно сохранить оцифрованные копии экспонатов в разный момент времени, например, до и после реставрации. Информацию для разных видов аудитории можно подавать в таких музеях с помощью контента разных типов, чтобы всем было комфортно, интересно и познавательно.
В чем отличия между виртуальной и дополненной реальностью
Раз уж в статье мы говорим как о AR (дополненной реальности), так и о VR (виртуальной реальности) хочется рассказать, чем они вообще отличаются. Говоря простым языком – это две технологии, которые изменяют то, что вы видите, но делают это по-разному.
AR добавляет цифровые элементы в реальный мир. Например, когда вы используете фильтры в Snapchat или играете в Pokémon GO, вы видите виртуальные объекты в реальном мире через камеру вашего устройства.
Такую технологию мы использовали для создания мобильного приложения с интерактивной 3D-картой туристических локаций Новгородчины, которая знакомит туристов с фольклорными знаниями.
VR же полностью погружает вас в виртуальную среду. Когда вы надеваете VR-очки, вы становитесь полноценным участником искусственно созданной среды и не видите реального мира вокруг себя.
Как, например, в нашей VR-экспозиции «Воззвание Минина» для нижегородского музея.
Также отличаются и устройства для доступа к этим технологиям:
для VR — очки, шлемы, а иногда и целые помещения, оборудованные аппаратурой, которая воздействует на органы чувств человека.
для AR — экраны мобильных устройств, которые дополняют мир через объектив камер.
Какие музеи уже внедрили VR и AR
В России первопроходцем можно назвать цифровой проект «Моя Третьяковка» — там оцифровано уже 8,3 тыс. картин, которые можно рассмотреть, параллельно читая историю каждого экспоната. Еще в столице можно посетить VR-выставки и даже посетить Нотр-Дам-де-Пари до пожара или заглянуть в ГМИИ имени Пушкина времен Великой Отечественной войны.
В Петербурге, в музее Главного штаба Эрмитажа, открыли VR–кинотеатр Hermitage.VR. Посетителям предлагают к просмотру 19–минутный фильм «Эрмитаж. Погружение в историю» с Константином Хабенским в главной роли, сюжет которого рассказывает об истории музея со времён Екатерины Великой до нашего времени.
⠀
А Государственный музей истории Санкт–Петербурга запустил игровой VR–проект «Побег из Петропавловской крепости», который в ярких красках расскажет об истории главной следственной политической тюрьмы Российской империи — Трубецком бастионе.
С использованием технологии виртуальной реальности возможно погрузиться в трехмерное пространство и исследовать камеры и коридоры тюрьмы Трубецкого бастиона с помощью VR-очков. Участники смогут попытаться совершить побег из самой охраняемой тюрьмы царской России, где за всю историю ее существования не было ни одного успешного побега.
⠀
Если вы хотите создать собственный проект…
Напоминаем, что нашей команде можно доверить технически сложные проекты на стыке технологий — мы готовы делать то, что не делал еще никто! За нашими спинами уже более 50 федеральных разработок для крупного бизнеса и государственных структур, а с портфолио можно ознакомиться здесь.
Если хотите получить консультацию и обсудить вашу идею для AR/VR экскурсий, переходите по ссылке и заполняйте форму.