3 лучших VR-решения для библиотек

3 лучших VR-решения для библиотек

На фоне реализации национальных проектов «Культура» и «Цифровая экономика» перед библиотеками стоит задача сделать фонды доступными каждому. VR для библиотек открывает новые горизонты: виртуальные архивы, литературные погружения и проекты по сохранению ремёсел прошлого.

Виртуальные архивы и читальные залы: доступ без границ

Виртуальная реальность для библиотек позволяет «гулять» между стеллажами с редкими рукописями, рассматривать ценнейшие манускрипты в натуральную величину и участвовать в образовательных лекциях, не выходя из читального зала.

Преимущества VR-архива:

  • Снижение риска повреждения оригиналов
  • Расширение аудитории: любой читатель из любой точки страны
  • Интеграция с образовательными курсами и онлайн-лекциями

Например, виртуальный тур по средневековым фолиантам поможет школьникам и студентам увидеть, как выглядели первые книги России, и лучше понять развитие письменности.

Литературные VR-путешествия: от Петербурга до Средиземья

Любимые произведения оживают в формате VR-тура по литературным локациям. Пользователь погружается в миры Достоевского или Толкиена и не просто читает, а становится участником событий.

  • Петербург XIX века: бульвары, трактиры и квартиры Раскольникова.

  • Средиземье Толкиена: путешествие по Ширу, Ривенделлу и Мордор.

  • Детские сказки: знакомые герои в объёме 3D, интерактивные мини-игры для младших школьников.

Такие виртуальные экскурсии позволяют глубже прочувствовать атмосферу эпохи и стимулируют интерес к чтению классической литературы.

Интерактивное книгопечатание: мастерская XVI века в VR

Наш проект «Виртуальная история» — пример интерактивного VR-приложени, сохранившего технологию ремесленного прошлого. Пользователь переносится в Московский печатный двор Ивана Грозного и проходит все этапы создания книги вручную:

  1. Выбор шрифта из обширной библиотеки литер

  2. Форматирование страницы — установка пробельных элементов

  3. Набор первой строки — расстановка литер на станке

  4. Скрепление рамки и нанесение краски на литеры

  5. Укладка бумаги под пресс и опускание рычага

  6. Получение отпечатанного листа и проверка текста

  7. Историческая викторина о развитии книгопечатания

Такой VR-симулятор для библиотеки не просто демонстрирует технологию, но и обучает через практику, оставляя яркое впечатление и закрепляя знания о прошлом.

Технические требования и внедрение

  • Оборудование: шлемы Oculus Quest 2 или HTC Vive, контроллеры, ПК среднего уровня (видеокарта от GTX 1060).

  • Пространство: зона 2×2 м для безопасного перемещения.

  • Платформа: десктоп-приложение или веб-версия без установки (WebXR).

VR-платформы от AVM Technology уже реализуются в учебных учреждениях России и СНГ. Во всех случаях интерактивные архивы и литературные туры получают высокие оценки посетителей и специалистов.

Внедрение VR-решений в библиотеках отвечает задачам нацпроектов, расширяет доступ к редким коллекциям, повышает образовательную ценность фонда и привлекает новую аудиторию. Инвестиции в виртуальные архивы, литературные погружения и интерактивные ремесленные симуляторы вроде «Виртуальная история» укрепляют роль библиотеки как современного хранилища знаний.

Сми о нас