Виртуальная реальность для промышленных предприятий

Виртуальная реальность для промышленных предприятий

Виртуальная реальность в промышленности — это не просто модная технология, а инструмент, который экономит промышленным предприятиям миллионы рублей. Речь идет об обучении персонала без остановки производства, отработке аварийных ситуаций без реального риска, демонстрации оборудования клиентам без необходимости везти их на завод. Давайте разберемся, как именно виртуальная реальность трансформирует промышленный сектор.

Новая эра промышленного обучения

Российские промышленные предприятия активно внедряют технологии виртуальной реальности в свои процессы. По оценкам экспертов, российский рынок виртуальной реальности к 2025 году достигнет 7 млрд рублей, что говорит о растущем доверии индустрии к этой технологии. И неспроста — VR-решения позволяют решать задачи, которые традиционными методами обучения решить невозможно или слишком дорого.

Три ключевых направления VR в промышленности

1. VR-тренажеры для обучения персонала

Самое востребованное направление — это обучающие симуляторы для отработки практических навыков. VR-тренажёр — это симулятор реальности, где в основе лежит компьютерная визуализация того или иного процесса, а изображение транслируется в VR-шлем. Сотрудник надевает шлем, берет контроллеры и оказывается в виртуальной копии реального рабочего места, где может безопасно практиковаться.

Такой подход особенно ценен там, где работа связана с дорогостоящим или опасным оборудованием. VR-обучающие технологии особенно выгодны там, где нужно научить сотрудников операциям с дорогостоящим оборудованием: строить их макеты слишком накладно, а допускать новичков к реальной технике страшно.

VR-тренажер «Оператор токарно-винторезного станка»

Один из наших ключевых проектов — тренажер для обучения работе на токарном станке. Это оборудование, работа с которым требует высокой точности и связана с риском травм. В виртуальной среде ученик не просто изучает теорию — он выпиливает деталь, проходя весь цикл от подготовки станка до получения готового изделия.

Особенность этого тренажера в том, что в конце обучения ученик видит реальный результат своей работы — готовую деталь, которую можно рассмотреть и оценить её качество. Это даёт совершенно иное ощущение от обучения: не абстрактные баллы за правильные действия, а осязаемый результат труда. Тренажер используется для профориентации будущих специалистов и позволяет понять профессию изнутри без риска для здоровья.

VR-тренажер «Специалист электромонтажных работ»

Работа с электрическими системами — одна из самых опасных на производстве. Наш учебный тренажёр по восстановлению питания на распределительном щите позволяет отработать всю последовательность действий в безопасной виртуальной среде.

Сценарий включает проверку напряжения индикаторной отвёрткой, безопасное снятие напряжения, поиск неисправного автомата, демонтаж и установку новых выключателей на DIN-рейку, работу с шинной перемычкой и клеммами, поэтапный ввод линии и итоговый контроль. Каждое действие должно быть выполнено правильно и в нужной последовательности — именно так формируются правильные рабочие привычки, которые могут спасти жизнь.

VR-тренажер «Инженер по робототехнике»

Современное производство невозможно без промышленной робототехники. Наш тренажер обучает наладке промышленного робота для переноса деталей между конвейерами. В основе лежит реальная последовательность действий: подключение оборудования, проверка ходов и захвата, обучение робота точкам захвата и укладки, возврат в исходное положение и запуск автоматического цикла.

Это именно тот случай, когда на тренажёре человек получает абсолютно настоящие знания, потому что виртуальная среда максимально приближена к реальной производственной обстановке. При этом нет необходимости останавливать реальную линию для обучения новичка, что экономит десятки тысяч рублей простоя оборудования.

VR-модуль «Металлург»

Работа с расплавленным металлом требует не только знания технологии, но и четкого понимания последовательности действий. Малейшая ошибка может привести к серьёзным травмам или браку дорогостоящего материала.

Наш учебный тренажер по плавке алюминия позволяет пользователю пройти весь цикл: запуск газовой печи, настройку подачи пламени, подготовку тигеля с алюминием, прогрев литейной формы, заливку расплава и извлечение готовой отливки. В виртуальной реальности можно бесконечно повторять процесс, добиваясь автоматизма действий, не расходуя реальные материалы и не подвергая себя опасности работы с высокими температурами.

VR-модуль «Оператор станка с ЧПУ»

Фрезерная обработка на станках с числовым программным управлением — высокотехнологичный процесс, требующий внимания к деталям. Наш тренажер обучает фрезерной обработке деревянной детали на трехосевом оборудовании.

Сценарий включает подачу питания и запуск станка, калибровку приводов и выставление нуля по оси Z с калибровочной шайбой, установку и надежную фиксацию заготовки, монтаж фрезы и смену инструмента, загрузку управляющей программы, запуск черновой и чистовой обработки, корректное завершение цикла и оценку результата. Это полный производственный цикл, который обучаемый проходит от начала до конца, вырабатывая правильные производственные привычки.

2. Виртуальные экскурсии и презентация производства

Второе важнейшее направление VR в промышленности — это демонстрация производственных процессов и оборудования клиентам, партнерам, потенциальным сотрудникам. Привезти делегацию на завод — это логистика, согласования, соблюдение норм безопасности. Виртуальная экскурсия решает все эти проблемы разом.

VR-экскурсия по кофеобжарочному заводу Poetti

Мы разработали VR-приложение для компании Poetti, которое позволяет погрузиться в мир кофейного производства без физического посещения завода. Проект был создан на основе 360°-съёмки и переносит пользователя в два ключевых пространства: Академию Бариста с интерактивными зонами знакомства с продукцией, ростерной, кофемашинами и лекционными модулями, а также кофеобжарочный завод со складом зелёного кофе, цехом загрузки, лабораторией контроля качества и упаковочным цехом.

В процессе виртуального перемещения по пространствам можно изучать оборудование, наблюдать за действиями сотрудников и этапами производства. Интерактивные вопросы органично встроены в сценарий — например, о реакции Майяра при обжарке кофе — они помогают удерживать внимание и выделять важные профессиональные моменты. Экскурсия озвучена профессиональным диктором, что создаёт эффект личного гида.

Руководство бренда Poetti искало нестандартный способ привлечь внимание на выставках. Приложение успешно использовалось на ПИР 2024, где помогало привлекать внимание посетителей и демонстрировать производство в современном формате. Но главное преимущество — теперь бренд может показывать свои процессы клиентам по всему миру без поездок и сложной логистики. Это инструмент для презентаций партнёрам, онбординга новых сотрудников и продвижения Академии Бариста.

3. Виртуальные прототипы и визуализация концептов

Третье направление — демонстрация продукции, которой ещё физически не существует. Особенно актуально для машиностроения, транспортной техники, сложного оборудования. Создать физический макет дорого и долго, а виртуальный прототип позволяет показать изделие в деталях и получить обратную связь от заказчиков ещё на стадии концепта.

VR-визуализация концепта трамвая для Усть-Катавского вагоностроительного завода

Для АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» мы создали VR-приложение для демонстрации концепта новой модели трамвая на выставках. Задача была привлечь внимание посетителей к стенду компании и продемонстрировать концепт нового трамвая интерактивно и современно.

Мы перенесли макет кабины концепта в виртуальное городское пространство. Пользователи могут не только осмотреть трамвай снаружи на улице города, но и прогуляться по его внутреннему пространству, зайти в кабину водителя, узнать о функциональных возможностях модели. Это не просто 3D-модель, а целый пользовательский сценарий с туториалом, который вовлекает гостей выставки во взаимодействие с брендом.

Разработка включала создание детализированных 3D-моделей кабины и внешнего вида трамвая на основе чертежей, создание пользовательского сценария, тестирование на фокус-группе и внедрение дополнительных возможностей для взаимодействия с городским пространством. Мы получили множество положительных отзывов от пользователей, а руководство завода планирует дальнейшее развитие и масштабирование приложения для демонстрации своих новых продуктов.

Виртуальное прототипирование в промышленности на 20-30% сокращает срок согласований прототипа, снижает количество ошибок внутри компании и среди субподрядчиков, повышает качество готового изделия благодаря его тщательной предварительной проработке, снижает издержки на ремонт и эксплуатационное обслуживание. Это значит, что инвестиции в VR-визуализацию окупаются ещё до начала производства реального изделия.

Преимущества VR-технологий для промышленности

Безопасность превыше всего

Тренажер виртуальной реальности для обучения сотрудников позволяет им не просто получать знания, а проживать тренажерные ситуации и доводить действия до автоматизма. Сотрудник может десятки раз отработать аварийную ситуацию в VR, и когда она случится в реальности, его действия будут автоматическими и правильными.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает требования к минимизации рисков на опасных производственных объектах, включая необходимость обучения персонала мерам безопасности и правилам поведения в аварийных ситуациях. Применение VR-тренажеров позволяет выполнить эти требования, обеспечивая глубокую и практическую подготовку сотрудников.

Экономическая эффективность

Для обучения в виртуальной реальности не требуются остановка оборудования и создание натурных моделей. Представьте, сколько стоит остановить производственную линию на несколько часов для обучения одного нового сотрудника. Или создать физический учебный стенд, имитирующий дорогостоящее оборудование. VR решает обе эти проблемы.

Важно, что при использовании VR-тренажёров существенно снижаются трудозатраты опытных сотрудников, которые обычно и проводят все инструктажи. Опытный мастер может заниматься своей работой, а новички учатся в виртуальной среде, обращаясь к наставнику только при возникновении сложных вопросов.

Эффективность обучения

Доказано, что иммерсивный формат виртуальной реальности более эффективен, чем просмотр 2D-материалов — фото и видео. Человек запоминает гораздо больше, когда не просто смотрит на экран, а физически выполняет действия в виртуальном пространстве. Работают мышечная память, пространственное мышление, эмоциональная вовлеченность.

Люди, обученные в виртуальной реальности, запоминают в разы больше, чем их коллеги, обучающиеся с использованием устаревших систем. Это подтверждается практикой: сотрудники после VR-обучения совершают меньше ошибок при переходе к работе с реальным оборудованием.

Масштабируемость и доступность

Созданный однажды VR-тренажер можно использовать бесконечное количество раз для обучения любого количества сотрудников. Его можно развернуть в любом филиале компании, не создавая физическую инфраструктуру. Можно обновлять контент по мере изменения оборудования или регламентов без необходимости переделывать всю систему обучения.

Как внедрить VR в вашу компанию

Процесс внедрения VR-решений на промышленном предприятии включает несколько этапов. Сначала необходимо определить задачи: какие процессы требуют обучения, где самый высокий риск травматизма, какие операции самые дорогостоящие при ошибках. Затем проводится анализ существующих учебных программ и выбираются те, которые дадут максимальный эффект от перевода в VR.

Далее начинается этап разработки. Создаются 3D-модели оборудования и рабочих пространств, пишутся сценарии обучения с учётом реальных производственных регламентов, разрабатывается логика взаимодействия пользователя с виртуальной средой. Критически важно на этом этапе привлекать экспертов-производственников, которые проверят корректность всех действий и последовательностей.

После разработки проводится тестирование на фокус-группе — сотрудниках предприятия, которые укажут на несоответствия реальным условиям или неудобство интерфейса. По результатам тестирования вносятся правки. Затем происходит пилотное внедрение на ограниченной группе обучаемых с оценкой эффективности. И только после подтверждения результатов система разворачивается на всё предприятие.

Вызовы и ограничения технологии

Важно понимать, что VR — не панацея. Каждый третий пользователь VR испытывает киберболезнь (укачивание) во время работы в виртуальной реальности. Это ограничивает время непрерывной работы в шлеме и требует правильной организации учебного процесса с перерывами.

Также существуют технические ограничения. VR-оборудование требует регулярного обслуживания, зарядки, обновления программного обеспечения. Нужно обучить персонал работе с системой, организовать пространство для VR-обучения, где люди могут безопасно двигаться в шлемах.

Стоимость разработки качественного VR-тренажера может быть существенной, особенно для сложных производственных процессов. Но эти инвестиции окупаются через снижение травматизма, уменьшение простоев оборудования, ускорение адаптации новых сотрудников и повышение качества работы персонала.

Будущее VR в российской промышленности

По данным Emerged Research, мировой рынок к 2025 году составит $1,2 трлн. Российский рынок развивается в том же направлении, с поправкой на локализацию решений и адаптацию под требования отечественного законодательства.

Мы видим растущий интерес со стороны крупных промышленных холдингов, которые начинают внедрять VR системно, создавая целые библиотеки тренажеров для разных профессий и процессов. Развиваются технологии коллективного обучения в VR, где несколько сотрудников могут одновременно находиться в одной виртуальной среде и отрабатывать командные операции.

Появляются гибридные решения, сочетающие VR с технологиями дополненной реальности (AR) и искусственного интеллекта (AI). Например, AI-инструктор может анализировать действия обучаемого в реальном времени и давать персонализированные подсказки. AR-очки позволяют накладывать виртуальные подсказки на реальное оборудование во время работы, что особенно ценно на этапе перехода от обучения к самостоятельной работе.

Заключение

Виртуальная реальность превратилась из экспериментальной технологии в полноценный инструмент промышленного обучения и презентации продукции. VR-тренажеры позволяют безопасно отрабатывать опасные операции, экономить на остановках оборудования, ускорять адаптацию персонала и повышать качество подготовки специалистов.

Виртуальные экскурсии по производствам открывают новые возможности для работы с клиентами и партнерами, устраняя географические барьеры. Визуализация концептов в VR сокращает сроки согласований и снижает риски при разработке новой продукции.

Технология зрелая, доступная и эффективная. Вопрос не в том, нужна ли вашему предприятию виртуальная реальность, а в том, с каких задач начать её внедрение для получения максимального эффекта.

Хотите внедрить VR-решения на вашем производстве? Мы разрабатываем VR-тренажеры и приложения для промышленных предприятий под ключ — от анализа задач до запуска и обучения персонала. Свяжитесь с нами для обсуждения вашего проекта.

Сми о нас
Топ-10 направлений, где VR и AR приносят прибыль бизнесу в 2025
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
В чем разница между AR и VR?
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Управление в виртуальной реальности
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
CGI-ролики или AR: в чем разница и что выбрать для вашего бренда
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Цифровые аватары на мероприятиях
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR-экскурсия по производственному цеху на базе 360°-съёмки
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Виртуальная реальность для промышленных предприятий
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR или видеоролики: что эффективнее для обучения и бизнеса
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Перспектива — новые тренажеры для профпроб и обучения
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Библиотека как медиа: 4 формата VR-программ
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Разработка VR-приложений под ключ
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Что говорят дети после погружения в VR-профориентацию
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Интеграция VR в психологию и терапию
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Искусство и цифра: мультимедийный почерк музейного опыта
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
5 сигналов, что вам на мероприятие нужен VR
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Иммерсивные выставки и VR-поэзия
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR для истории и патриотических мероприятий
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
5-минутные VR-уроки истории, которые работают на знания
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Медицинский VR-тренажер «Сестринское дело»
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Все, что нужно знать о стоимости VR/AR разработки
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Тренды VR в образовании на 2026–2030 годы
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR как инструмент будущего
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Кто продаст лучше: ваш менеджер или цифровой двойник?
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
История развития виртуальной реальности
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Влюбите клиентов в ваш бренд с помощью AR
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
3 подхода в оптимизации «безумных» идей VR-проектов
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
AR-исторические реконструкции
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
7 направлений, где VR-технологии откроют новый формат обучения
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Российские платформы виртуальной реальности
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Внутренняя кухня продакт-менеджера VR/AR компании
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR для литературы и поэзии: идеи для иммерсивного обучения
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Зачем в школе VR и как не сделать из этого TikTok
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR, AR, MR, XR — что выбрать для вашего проекта
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
3 лучших VR-решения для библиотек
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR-решения для ЦОПП
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Форматы и идеи VR на мероприятии
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Применение VR в образовательных учреждениях
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Способы оптимизации VR/AR интерфейса
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Почему обучение в VR даёт лучший результат
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Как подготовить VR-оборудование к мероприятию
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR-гарнитура: аренда или покупка – что выгоднее?
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Интеграция VR/AR-технологий в туризм
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Оптимальные сроки разработки VR/AR-проектов
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Ивенты 2.0: от AR-фотозон до метавселенных. Часть 1
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Неочевидный маркетинг — с использованием VR/AR технологий
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR в спорте – как технологии меняют правила игры
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Будущее VR в образовании: цифровизация учебного процесса
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Сможет ли AR-искусство заменить реальное?
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Unreal Engine — что из себя представляет самый популярный движок?
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Технологии VR на выставках
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR в обучении сотрудников
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Инструменты для конференций в виртуальной реальности
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Процесс создания VR-контента
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Топ-20 VR-приложений
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR-разработчики
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
AR и VR в музеях: погружение в искусство и историю
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Выбор профессии через виртуальную реальность
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Как объединить промышленность и VR&AR технологии
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
VR-проекты в России
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Интерактивная визуализация через VR
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Разработка виртуальной реальности
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Разработка AR-проектов в России
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
AR-технологии: новая эра
Блог AVM Technology — VR, AR, XR, цифровые решения и кейсы
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Cookies можно отключить в любой момент в настройках вашего браузера.